В России с ноября 2020 года действует порядок опубликования на официальных сайтах контрольно-надзорных органов перечней нормативно-правовых актов и их отдельных положений, которые включают обязательные требования. Создание перечней входит в компетенцию соответствующих органов. В конце января 2021 года списки нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, были опубликованы на официальных ресурсах ведомств.
В субботу 6 февраля 2021 года Правительство утвердило правила формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований. Соответствующее постановление подписал премьер М. Мишустин. Оно разработано во исполнение положений ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ».
Реестр обязательных требований — федеральная государственная информационная система. Его появление позволит систематизировать обязательные требования и предоставление сведений о них заинтересованным сторонам. Одна из задач реестра — выделение обязательных требований из текстов нормативных документов. Размещаемая в нём информация имеет доступный и публичный характер. Авторизованный доступ выполняется посредством унифицированной системы аутентификации и идентификации.
Статус оператора реестра будет закреплен за Минцифры РФ. Предполагается, что он будет введён в опытную эксплуатацию не позднее 1 марта 2021 года. В срок до 1 июля текущего года планируется запустить публичный портал реестра во Всемирной сети. Ведением информационного ресурса займется уполномоченный орган в лице Минэкономразвития.
Проект постановления предусматривает в рамках осуществления опытной эксплуатации внесение данных в реестр пятью федеральными министерствами и ведомствами. Среди них Минстрой РФ, МЧС РФ, Роспотребнадзор, Росаккредитация и Роструд. В перечень вносимой в реестр информации входит содержание обязательного требования, реквизиты нормативно-правового акта, который его установил, период действия, сведения о лицах, для которых требование обязательно, меры ответственности за несоблюдение и другие необходимые атрибуты.
Предполагается формирование межведомственной рабочей группы для обеспечения координации и методической поддержки создания, ведения и актуализации сведений реестра. В ее состав войдут представители Минюста, Минэкономразвития, Минцифры и иных заинтересованных ведомств, а также юридических лиц. В Минэкономразвития рассчитывают, что публичный портал будет полезен предпринимателям и сделает регуляторную среду более дружелюбной, прозрачной и предсказуемой.
Стоит отметить, что несмотря на неоспоримые преимущества реестра в плане удобства ознакомления с обязательными требованиями при наличии простого и понятного интерфейса, он не гарантирует максимальной полноты собственного содержания. Это означает, что если обязательное требование регламентировано нормативно-правовым актом, но по какой-либо причине не включено в реестр, то проверки его выполнения всё равно станут проводиться, а значит в случае выявления нарушений виновные лица будут привлекаться к ответственности. Подобный вывод рождается из того, что запрета на проверку обязательных требований, отсутствующих в реестре, не установлено ни в ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ», ни в ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».
Также возникает вопрос: если вскоре появится публичный реестр обязательных требований, то зачем тогда эту информацию надо дублировать на сайтах органов государственной власти? Да и первая реакция предпринимателей на опубликованные xls файлы с обязательными требованиями – не удобно для восприятия, убедитесь сами. Для бизнеса и для любого специалиста главное - это удобная и понятная подача актуальной информации. И действительно будет лучше, если все требования собрать в одном реестре. Теперь наберемся терпения и ждёем появления нового портала, отвечающего самым высоким и современным требованиям для информационных платформ, срок - до 1 июля 2021 года.
Читайте: Постановление Правительства РФ от 06.02.2021 N 128 "Об утверждении Правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований" (вместе с "Планом-графиком формирования реестра обязательных требований").
«ОТ в России»
В субботу 6 февраля 2021 года Правительство утвердило правила формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований. Соответствующее постановление подписал премьер М. Мишустин. Оно разработано во исполнение положений ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ».
Реестр обязательных требований — федеральная государственная информационная система. Его появление позволит систематизировать обязательные требования и предоставление сведений о них заинтересованным сторонам. Одна из задач реестра — выделение обязательных требований из текстов нормативных документов. Размещаемая в нём информация имеет доступный и публичный характер. Авторизованный доступ выполняется посредством унифицированной системы аутентификации и идентификации.
Статус оператора реестра будет закреплен за Минцифры РФ. Предполагается, что он будет введён в опытную эксплуатацию не позднее 1 марта 2021 года. В срок до 1 июля текущего года планируется запустить публичный портал реестра во Всемирной сети. Ведением информационного ресурса займется уполномоченный орган в лице Минэкономразвития.
Проект постановления предусматривает в рамках осуществления опытной эксплуатации внесение данных в реестр пятью федеральными министерствами и ведомствами. Среди них Минстрой РФ, МЧС РФ, Роспотребнадзор, Росаккредитация и Роструд. В перечень вносимой в реестр информации входит содержание обязательного требования, реквизиты нормативно-правового акта, который его установил, период действия, сведения о лицах, для которых требование обязательно, меры ответственности за несоблюдение и другие необходимые атрибуты.
Предполагается формирование межведомственной рабочей группы для обеспечения координации и методической поддержки создания, ведения и актуализации сведений реестра. В ее состав войдут представители Минюста, Минэкономразвития, Минцифры и иных заинтересованных ведомств, а также юридических лиц. В Минэкономразвития рассчитывают, что публичный портал будет полезен предпринимателям и сделает регуляторную среду более дружелюбной, прозрачной и предсказуемой.
Стоит отметить, что несмотря на неоспоримые преимущества реестра в плане удобства ознакомления с обязательными требованиями при наличии простого и понятного интерфейса, он не гарантирует максимальной полноты собственного содержания. Это означает, что если обязательное требование регламентировано нормативно-правовым актом, но по какой-либо причине не включено в реестр, то проверки его выполнения всё равно станут проводиться, а значит в случае выявления нарушений виновные лица будут привлекаться к ответственности. Подобный вывод рождается из того, что запрета на проверку обязательных требований, отсутствующих в реестре, не установлено ни в ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ», ни в ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».
Также возникает вопрос: если вскоре появится публичный реестр обязательных требований, то зачем тогда эту информацию надо дублировать на сайтах органов государственной власти? Да и первая реакция предпринимателей на опубликованные xls файлы с обязательными требованиями – не удобно для восприятия, убедитесь сами. Для бизнеса и для любого специалиста главное - это удобная и понятная подача актуальной информации. И действительно будет лучше, если все требования собрать в одном реестре. Теперь наберемся терпения и ждёем появления нового портала, отвечающего самым высоким и современным требованиям для информационных платформ, срок - до 1 июля 2021 года.
Читайте: Постановление Правительства РФ от 06.02.2021 N 128 "Об утверждении Правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований" (вместе с "Планом-графиком формирования реестра обязательных требований").
«ОТ в России»