Минтруда подготовило законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О специальной оценке условий труда (в части систематизации обязательных требований в сфере специальной оценки условий труда)». Документ предполагает установление БЕССРОЧНОГО действия декларации соответствия условий труда существующим нормативным требованиям ОТ.
Сейчас в соответствии с ч. 4 ст. 11 №426-ФЗ декларация действительна в течение 5 лет. Срок исчисляется с момента внесения данных о результатах проведения спецоценки труда в государственную систему учёта результатов проведения СОУТ.
В ч. 5 ст. 11 №426-ФЗ указаны ситуации, при которых декларация прекращает своё действия. К ним относится выявление профзаболевания у сотрудника, вызванного влиянием вредных/опасных производственных факторов, возникновение несчастного случая в условиях производства, обнаружение контрольно-надзорными органами нарушений нормативных требований ОТ. После выявления таких случает должна быть организована внеплановая СОУТ.
Если срок действия декларации закончился, а указанных случаев не произошло, срок действия документа автоматически продлевается на 5 лет без проведения новой процедуры СОУТ.
Авторы документа поясняют, что спецоценка условий труда осуществляется работодателем и компанией-оценщиком, которая соответствует требованиям, изложенным в ст. 19 №426-ФЗ. При этом между ними заключается гражданско-правовой договор. Однако существующая правовая конструкция делает необходимым проведение СОУТ после завершения пятилетнего срока действия декларации даже при условии не наступления обстоятельств, указанных в ч. 5 №426-ФЗ. Это влечёт за собой явные риски появления избыточных и дублирующих нормативных требований.
Проект закона призван устранить обозначенный правовой пробел и позволит работодателям сократить финансовые расходы при отсутствии необходимости организации новой процедуры СОУТ, когда обстоятельства, указанные в ч. 5 №426-ФЗ, не наступили. Это особенно актуально для предприятий малого и среднего предпринимательства.
Нововведение позволит избежать необходимости для работодателя по истечении срока действия декларации в случаях, когда условия труда на декларируемых рабочих местах не изменились, проводить специальную оценку условий труда.
Авторы документа уверены, что реализация положений законопроекта никак не отразится на объективности и качестве процедуры СОУТ и обеспечит действенную защиту прав работников на труд в безопасных условиях. Принятие законодательных изменений не касается отношений, вытекающих из договора о Евразийском экономическом союзе и других международных соглашений РФ.
Законодательные поправки распространяются на действующие декларации СОУТ, которые внесены в госреестр деклараций.
P.S. Очевидно, волна хайпа на СОУТ в свете новых изменений готова сойти на нет. Ведь добрая половина законопослушных работодателей снизит свои издержки и естественным образом откажется от повторной процедуры спецоценки. И это правильное решение властей: с одной стороны, и работодатели останутся довольными и, с другой стороны, это позволит ещё долго сохранить существование спецоценки как таковой.
«Охрана труда в России»
Сейчас в соответствии с ч. 4 ст. 11 №426-ФЗ декларация действительна в течение 5 лет. Срок исчисляется с момента внесения данных о результатах проведения спецоценки труда в государственную систему учёта результатов проведения СОУТ.
В ч. 5 ст. 11 №426-ФЗ указаны ситуации, при которых декларация прекращает своё действия. К ним относится выявление профзаболевания у сотрудника, вызванного влиянием вредных/опасных производственных факторов, возникновение несчастного случая в условиях производства, обнаружение контрольно-надзорными органами нарушений нормативных требований ОТ. После выявления таких случает должна быть организована внеплановая СОУТ.
Если срок действия декларации закончился, а указанных случаев не произошло, срок действия документа автоматически продлевается на 5 лет без проведения новой процедуры СОУТ.
Авторы документа поясняют, что спецоценка условий труда осуществляется работодателем и компанией-оценщиком, которая соответствует требованиям, изложенным в ст. 19 №426-ФЗ. При этом между ними заключается гражданско-правовой договор. Однако существующая правовая конструкция делает необходимым проведение СОУТ после завершения пятилетнего срока действия декларации даже при условии не наступления обстоятельств, указанных в ч. 5 №426-ФЗ. Это влечёт за собой явные риски появления избыточных и дублирующих нормативных требований.
Проект закона призван устранить обозначенный правовой пробел и позволит работодателям сократить финансовые расходы при отсутствии необходимости организации новой процедуры СОУТ, когда обстоятельства, указанные в ч. 5 №426-ФЗ, не наступили. Это особенно актуально для предприятий малого и среднего предпринимательства.
Нововведение позволит избежать необходимости для работодателя по истечении срока действия декларации в случаях, когда условия труда на декларируемых рабочих местах не изменились, проводить специальную оценку условий труда.
Авторы документа уверены, что реализация положений законопроекта никак не отразится на объективности и качестве процедуры СОУТ и обеспечит действенную защиту прав работников на труд в безопасных условиях. Принятие законодательных изменений не касается отношений, вытекающих из договора о Евразийском экономическом союзе и других международных соглашений РФ.
Законодательные поправки распространяются на действующие декларации СОУТ, которые внесены в госреестр деклараций.
P.S. Очевидно, волна хайпа на СОУТ в свете новых изменений готова сойти на нет. Ведь добрая половина законопослушных работодателей снизит свои издержки и естественным образом откажется от повторной процедуры спецоценки. И это правильное решение властей: с одной стороны, и работодатели останутся довольными и, с другой стороны, это позволит ещё долго сохранить существование спецоценки как таковой.
«Охрана труда в России»